Украина резко сократила расходы на природоохранную деятельность
Объемы реальных источников финансирования природоохранной деятельности в Украине сократили с миллиардной суммы до миллионной.
В 2015 г. официально запланированные объемы денежных взысканий за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной и иной деятельности, в 150 раз меньше, чем доходы от экологических платежей в общий бюджет, что означает сокращение объемов реальных источников финансирования природоохранной деятельности с миллиардной суммы до миллионной, говорится в статье главного научного сотрудника ГУ «Институт экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины» Оксаны Веклич.
«Согласно приложению №1 к ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» доходы от уплаты экологического налога в общий фонд предусмотрены в сумме почти 1,5 млрд грн, тогда как объемы денежных взысканий за ущерб, нанесенный нарушением экологического законодательства, направляемых в специальный фонд, — только в сумме около 10 млн грн», — объясняет автор.
Веклич напоминает, что комплексом соответствующих украинских законов с 2014 г. была начата реформа межбюджетных отношений, составляющей которой являются бюджетные нововведения системы распределения экологического налога. Сущность этих нововведений заключалась в том, что средства от экологического налога, будучи основным, среди прочих, источником наполнения специальных целевых фондов охраны окружающей природной среды государственного и местных бюджетов согласно ст. 47 Закона «Об охране окружающей природной среды», в прошлом году не столько распределялись по межбюджетной горизонтали между специальным фондом госбюджета и специальным фондом местного бюджета, сколько преимущественно направлялись в общий фонд госбюджета согласно принятым тогда законодательным нормативным пропорциям.
Более того, согласно Закону от 28 декабря 2014 г. №79-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений» с 2015 г. установлено направление средств экологического налога только в общий фонд государственного и соответствующих местных бюджетов, которые отныне, разумеется, уже могли тратиться на другие нужды, совершенно отличающиеся от природоохранных, отмечает автор.
«В сущности, таким нормотворческим положением была юридически закреплена отмена основного источника наполнения специальных государственного и местных фондов охраны окружающей природной среды, вопреки уже упоминавшемуся законодательному регламенту Закона «Об охране окружающей природной среды», оставив им только два других — (і) денежные взыскания за ущерб, нанесенный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной и другой деятельности, а также (іі) целевые и другие добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан», — говорится в статье.