Украинское профтехобразование оставили без финансирования

Украинское профтехобразование оставили без финансирования

Ситуация, в которой оказались профессионально-технические учебные заведения, критическая.

В разгар аврального бюджетного процесса Минфин искал возможности для экономии и под предлогом децентрализации начал передавать на места все то, что центральный бюджет финансировать не может, в том числе и ПТУ.

И теперь, пока возмущенные профтеховцы штурмуют властные кабинеты, чиновники и депутаты пытаются внести изменения в законы, чтобы хоть как-то исправить то, за что сами же и проголосовали, говорится в статье Оксаны Онищенко и Юлии Самаевой.

Как отмечают авторы, дополнительная нагрузка на местные бюджеты составит приблизительно 6 млрд грн, а компенсировать его (согласно ч. 3 ст. 142 Конституции) Минфин не планирует, рассчитывая, видимо, что местные общины воспользуются дополнительными средствами, полученными после перераспределения налогов.

"Но кроме содержания ПТУ, у местных бюджетов немало других затрат: дефицит образовательной и медицинской субвенций в этом году превышает 9 млрд грн, разницу в тарифах госбюджет погашать не будет вообще (почти 12 млрд грн), как и финансировать бесплатный проезд льготников (2,2 млрд грн). Все вышеназванные траты лягут дополнительным грузом на плечи местных громад. То есть их расходы уже растут непропорционально росту их доходов, и они должны будут выбирать между льготниками, больницами, школами и ПТУ. ", - говорится в статье.

"По информации Минфина, озвученной на совещании в парламентском комитете по вопросам образования и науки, из 755 ПТУ 419 были переданы именно на баланс городов областного значения. Для 25 из них средства в местных бюджетах вообще не утвердили. Впрочем, это не говорит о том, что оставшиеся 394 утвердили их в достаточном объеме, об этом как раз Минфин умалчивает. Зато вспоминает, что год назад областные бюджеты получили 10% налога на прибыль без дополнительных полномочий, и в крайнем случае эти средства могут быть использованы на нужды ПТУ. Простите, а при чем тут областные бюджеты, если речь о городах областного значения? И какие межбюджетные отношения мы строим, если обязываем область "делиться" с городом, потому что Минфин обсчитался?", - спрашивают Онищенко и Самаева.

"В итоге ситуация решилась, Верховная Рада поддержала законопроекты, которые вносят изменения в госбюджет. Финансировать ПТУ будут из бюджетов областей, областных центров, той самой образовательной субвенции, которой уже на всех не хватает и субвенции на подготовку рабочих кадров (которую ранее отменили). А правительство, в свою очередь, приняло постановление, согласно которого, средства на финансирование ПТУ на общую сумму 500 млн грн будут направлены областным бюджетам и далее будут распределяться между городами областного значения, у которых реально ограниченны ресурсы. С миру по нитке… Насколько эти решения удачны — неясно, их финансово-экономического обоснования авторы не предлагают", - говорится в статье.

Напомним, как ранее заявлял идеолог реформы децентрализации, директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук, через год Украина может не досчитаться большого количества ПТУ, которые затем надо будет восстанавливать.

"Согласно концепции реформы все дошкольное и среднее образование — уровень громад. На уровне районов — инспекция. На областном — ПТУ. Но Минфин, которому слава богу не дали зарубить бюджетную децентрализацию, все-таки вставил свои "пять копеек" — профтехобразование перешло на уровень городов. В результате через год мы не досчитаемся значительного количества ПТУ, которые потом нужно будет восстанавливать. К примеру, в небольшом райцентре есть ПТУ, готовящее поваров. Понятно, что райцентру 50 поваров каждый год не нужны. Тогда зачем ему финансировать за счет своего бюджета выпуск кадров для всей области? Логично же. Более того, ПТУ — это всегда хорошие здания в центре города с большой территорией, которые всегда интересны "инвесторам", - отметил эксперт.

Лента новостей
Вступай: