Кому и сколько должна Украина

Кому и сколько должна Украина

В Украине за год уменьшился госдолг. По данным Минфина, за 2015 год задолженность уменьшилась на $4,32 млрд, или на 6,19%.

На каждого украинца приходится более 1000 долларов долга иностранным заемщикам и около 13000 гривен украинским банкам.

"Основная причина — проведение реструктуризации и списание части государственного и гарантированного (госструктура берет кредит за рубежом под гарантии государства) долга, — уточнили в Минфине. — В то же время госдолг в гривне увеличился на 470,93 млрд грн из-за девальвации нацвалюты, курс которой вырос по отношению к доллару с 15,77 грн/$ на конец 2014-го до 24 грн/$ на конец 2015 года".

Сейчас в долларах Украина должна, по данным Минфина, $65,15 млрд (без учета процентов), которые надо погасить до 2026 года. Из них 2/3, или $43,4 млрд составляет внешний госдолг, а 1/3 — внутренний госдолг, преимущественно в гривнях, это около 550 млрд грн.

С КАЖДОГО — $1000. Как видно из инфографики, на одного украинца приходится больше $1000 долга заграничным кредиторам и почти 13 000 грн — внутренним. Кроме того, есть долги бизнес-структур, за которые государство не отвечает, они составляют около $60 млрд, но их наличие влияет на инвестиционный климат. Что касается процентов по кредитам, то по госзаймам они существенно ниже, чем по коммерческим. В Минфине подсчитали: средняя процентная ставка внешнего госдолга — 1,6% годовых в валюте, внутреннего госдолга — 12,1% в гривне. "Цена" коммерческих долгов выше — в валюте 6,5%, в гривне — 12,7%.

По словам президента Украналитцентра Александра Охрименко, главная проблема для страны — внешний госдолг. "Во-первых, потому, что с зарубежными кредиторами, в отличие от внутренних (прежде всего это украинские госбанки. — Авт.), надо вовремя рассчитываться, и договориться с ними о реструктуризации намного сложнее, — разъяснил Охрименко. — Во-вторых, зарубежный долг у нас в валюте, и если гривня девальвирует, он автоматически становится больше. Особенно это проявилось в 2015 году, когда Украина оказалась в "шкуре" своих граждан, выплачивающих валютные займы: брали по низкому курсу, а платить пришлось по высокому. Хорошо, что получилось их отсрочить на три года".

"Проблема Украины в том, что из-за девальвации долговая нагрузка на страну существенно звеличилась, говорит председатель совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек. – Если два года назад соотношение госдолга к ВВП было 40%, то с тех пор оно выросло вдвое – до 80%. Соответственно, усиливается и текущая долговая нагрузка на государственные финансы. В 2012 году на обслуживание гос долга (на выплату процентов) тратили 6% расходов госбюджета, то в 2015 году – почти 15%. То есть, долговая нагрузка ограничивает возможности государства финансировать другие не менее важные направления, например, армию, медицину или образование. Поэтому реструктуризация долга была очень нужна Украине.

Мы стояли на пороге хронической неплатежеспособности. Проведена долговая операция – большой успех правительства. Это не окончательная победа над долгом, но очень важная отсрочка проблемы. Согласно задумке, за эти три года отсрочки мы должны провести реформы и стать более сильной экономикой, которой легче будет справляться с этим долгом. К сожалению, мы сейчас теряем много времени вместо реформ. То, что у нас на реформы есть много времени – это иллюзия".

ГОД НЫНЕШНИЙ. По мнению аналитика компании "Простобанк Консалтинг" Ивана Никитченко, девальвация в этом году не будет иметь сильного влияния на выплаты по госдолгу. "Украина договорилась о реструктуризации с внешними кредиторами, а выплаты по новому долгу перед МВФ еще не начались, — рассказал нам Никитченко. — На внутреннем рынке займы в основном номинированы в гривне, и провести реструктуризацию или перекредитоваться будет проще. С точки зрения краткосрочной ситуации, девальвация будет даже плюсом для госфинансов — кредиты поступают в валюте, а выплаты в бюджете расписаны в гривне (за исключением импорта и долгов в валюте). Таким образом, с ростом курса валюты можно будет использовать меньше СКВ на покрытие дефицита бюджета в гривне. Кроме того, рост инфляции, а также ряда сборов, зафиксированных в евро или долларах (акциз на топливо. — Авт.), позволят повысить доходы в бюджет.

Яркий пример — 2015 год, когда, несмотря на падение экономики, доходная часть бюджета была перевыполнена, а на счетах госказначейства были рекордные остатки. Основная проблема правительства сегодня связана с "запуском" экономики и привлечением иностранных инвестиций. Ведь внешние кредиты начнем возвращать с 2019 года, а 2016 год Украина начинает так же, как и провела 2015-й — в режиме жизни на основе внешней помощи. Если ничего не изменится, то в 2019 году нас может ожидать уже верный дефолт без возможных реструктуризаций".

ПЕРСПЕКТИВА. Об опасности дефолта без прихода инвестиций и развития экономики предупреждает и Шпек. По его словам, новые заимствования от МВФ и других финансовых организаций не имеют цель обеспечивать рост в стране или увеличивать государственные расходы. Их задание – обеспечить стабилизацию, дать уверенность экономическим игрокам, что у них есть почва под ногами. Технически они должны наполнять резервы Национального банка.

"Для возобновления экономического роста Украины конечно нужны инвестиции, – сказал нам Шпек. – Часть инвестиций в ВВП сейчас составляет меньше 15%. Это не устойчивое развитие, а экономическая деградация. Где взять эти деньги? У государства их нет, если не запускать печатный станок. К тому же, есть большие сомнения в эффективности государства как инвестора. В любом случае, от государства нужны инвестиции в инфраструктуру. Часть денег могут дать международные финансовые организации – такой, к примеру, всегда была практика строения дорог на ключевых трассах. Но частные инвестиции должны строиться на доверии, вере в будущее, безопасности инвестиций. Ответ очевиден и неразрывно связан с будущим государства Украина вообще – искоренение коррупции, обеспечение верховенства права, неуклонная защита прав собственников и кредиторов, снятие ограничений на движение капитала, обеспечения честного судопроизводства и свободной конкуренции".

ДОЛГ И ГРИВНЯ. Эксперты подсчитали, как может вырасти в этом году долговое бремя страны из-за девальвации гривни. По пессимистическому прогнозу от МЭРТ, курс на конец года составит 29 грн/$. Таким образом, $43,4 млрд составят 1,26 трлн грн государственного и гарантированного долга в валюте на конец 2016 года. Если брать курс 24 грн/$, который был на начало этого года, то рост составит 230 млрд, или 21%. От МВФ и других кредиторов мы можем получить, по данным Минфина, еще около $10 млрд, то есть 290 млрд грн. Если мы получим эти деньги и курс составит 29 грн за доллар, то наш долг увеличится, без учета процентов, на 520 млрд грн, или на 47%.

КАК У НИХ. Украина далеко не самый крупный должник перед другими странами. Так, в последнем рейтинге госдолгов МВФ первое место заняла Япония — 246% ВВП, или более $23 тыс. на душу населения. Далее идет Греция — 173% ВВП, или $53 000 на каждого грека, за ней — Италия — 134% ВВП, или $42 000 на одного итальянца. Украина в рейтинг топ-20 должников не попала, так как наш долг — менее 100% ВВП.

По словам Охрименко, если падение экономики у нас будет продолжаться, то порог долга в 100% ВВП будет превышен уже в этом году. "Для стран такого уровня развития, как наша, это означает серьезное падение инвестиционной привлекательности", — считает эксперт.

Лента новостей
Вступай: