Катастрофа в Армянске – спецоперация Кремля?
Не исключено, что Кремль для того и затеял операцию «Армянск», чтобы вынудить Киев открыть шлюзы Северо-Крымского канала.
С деревьев осыпаются листья, в воздухе плотной стеной стоит удушливый смрад химикатов, при каждом вздохе чувствуется жжение и першение в горле, липкая, зелено-коричневая пленка покрывает дома, автомобили, скамейки, металлические предметы ржавеют и окисляются прямо на глазах… Это не сценарий к хоррор-фильму, это быт жителей города Армянска и соседнего села Перекоп – населенных пунктов на севере оккупированного Крыма, оказавшихся на грани экологической катастрофы. Что привело к такой ситуации, разбирался «Апостроф».
Марля на шару
Недомогание и слабость жители Армянска почувствовали в конце августа: затрудненное дыхание, отчетливый химический запах в воздухе, непонятный липкий налет на деревьях, домах, детских площадках.
«Мы этим дышим и наши дети, и никто не знает, как это отразится через некоторое время на нашем здоровье, – жалуются в соцсетях жители Армянска. – Я аллергик. И мой сын тоже. Словами это не передать, что мы пережили за эти дни! Пять тысяч за неделю ушли на лекарства, потому что, не зная ничего, мы подумали, что это грипп или ОРВИ. Сначала мы чихали не переставая, слезились круглосуточно глаза, потом заложило нос и трудно было дышать. Жутко сильно болела голова. Мамы со слезами скупают в аптеках маски и для себя, и для детей. На границе пограничники и таможня тоже в масках ходят».
Так что же произошло в Армянске? Как оказалось, в экологическом бедствии виноват химзавод «Крымский титан». Отходы своего производства предприятие сбрасывало в водный кислотонакопитель, но он стал пересыхать.
«Из-за дефицита воды оголилось 42 квадратных километра кислотного накопителя, из которого происходит испарение и дальнейшая конденсация опасных соединений», – пояснил глава Херсонской облгосадминистрации Андрей Гордеев.
Какие именно опасные химикаты попали в воздух, четкого понимания нет. Оккупационные власти полуострова говорят о превышении предельно допустимых норм содержания в воздухе сернистого ангидрида.
«Он опасен тем, что при соединении с влагой, он дает серную кислоту, а она вызывает ожоги слизистой дыхательных путей со всеми вытекающими: за счет раздражения дыхательных путей возникают отеки, кровоизлияния, некрозы трахеи и бронхов, вплоть до смертельных случаев, – поясняет «Апострофу» токсиколог Владимир Саркисян. – Но если там даже происходит коррозия металлических конструкций и кислота оседает на бытовых предметах, то концентрация вещества в воздухе очень высокая».
Оккупационные власти Крыма до последнего делали вид, что не замечают проблемы. «Все службы заявляют о том, что в воздухе вредных веществ для здоровья и для жизни нет», – говорил так называемый глава Крыма Сергей Аксенов 31 августа, посылая детей на школьные линейки.
Потом Аксенов сам приехал в Армянск. «Прежде всего, хочу еще раз подчеркнуть, что, по заключению специалистов, угрозы здоровью людей нет», – говорил «Гоблин» местным жителям с засаленными от липкого зелено-коричневого налета головами.
«Отцу моему это расскажите, у которого за ночь вся зелень опала, забор и крыша поржавели и который рыгает третий день», – злились пользователи в соцсетях.
Но уже 4 сентября отрицать очевидное стало невозможно: оккупанты признали, что «допустимая концентрация сернистого ангидрида впервые превысила норму», и развернули бурную деятельность. За сутки из города в санатории Евпатории, Бахчисарайского и Сакского районов вывезли почти 3 тысячи детей, Аксенов распорядился выдать жителям города бесплатно марлевые повязки, а злополучный «Крымский титан» распорядились закрыть на две недели.
Впрочем, сами сотрудники предприятия в соцсетях отмечают, что никакой остановки завода не планируется, приостановлены только некоторые технические процессы, а люди продолжают работать.
Операция «Армянск»
В теории остановить экологическую катастрофу можно было бы простым заполнением водой пересохшего кислотного накопителя. По словам россиян, для этого необходимо около 30 миллионов кубометров воды. Но где их взять? Аксенов предлагает проложить трубу от Каркинитского залива (часть Черного моря между северо-западным берегом Крымского полуострова и берегом материка). Но даже оккупанты признают, что вода эта может оказаться непригодной и при взаимодействии с химикатами только усугубить ситуацию. Кстати, есть версия, что ситуация ухудшилась как раз потому, что оккупанты закачивали в отстойник соленую воду с моря, в то время как по технологии необходима была опресненная вода.
Второй вариант – взять пресную воду на материке в свободной части Украины из Северо-Крымского канала, который до аннексии и обеспечивал около 80% потребностей полуострова в воде. Но в апреле 2017 года канал перекрыли плотиной, а на данный момент почти завершено строительство дамбы. Но не факт, что украинские власти пойдут на принцип и не откроют шлюзы, ведь перед угрозой экологической катастрофы все равны, тем более что некоторые жители Херсонской области уже жалуются на характерный запах в воздухе. А в приграничных селах Каланчацкого и Чаплинского районов врачи даже начали профилактическое обследование детей.
«Среди детей 5-7 классов выявлено около 20 случаев ларингита, раздражения слизистой оболочки. При этом нельзя точно утверждать, что выявленные заболевания связаны с химическими выбросами», – заявил директор департамента здравоохранения Херсонской ОГА Виктор Короленко.
Но понятное дело, что дожидаться, пока коричневая пленка покроет жителей Херсонской области украинским властям невыгодно. Так, может, Кремль для того и затеял операцию «Армянск», чтобы вынудить Киев открыть шлюзы?
«Кремль эту ситуацию пытается скрывать. Крымская так называемая власть и высшее руководство РФ делают вид, что ничего не происходит и ситуация под контролем. А если бы была цель повлиять на Украину при помощи этой операции, то, наоборот, было бы максимальное распространение информации, мол, вот катастрофа, а Украина не оказывает помощь», – говорит «Апострофу» политолог Петр Олещук.
«С моей точки зрения, это настолько демоническая версия, что я ее отказываюсь рассматривать. Здравый рассудок отказывается верить в то, что Россия может действовать таким путем в отношении тех людей, которых она называет своими гражданами», – добавил «Апострофу» замминистра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука.
Правда, за время российско-украинской войны Кремль успел реализовать не один демонический сценарий в Украине, соответственно, удивляться уже ничему не приходится. Но это только в том случае, если оккупанты говорят правду и причиной экологической катастрофы стало осушение кислотного накопителя.
«Дело не в том, что накопитель пересох по каким-то непонятным причинам. Содержимое накопителя должно каким-то образом заменяться с течением времени за счет фильтрации, контролируемого сброса, должен происходить обмен. Скорее всего, технологический цикл был просто нарушен», – резюмировал Владимир Саркисян.
«Никто достоверно не знает, что именно там произошло. На сегодня нет заключения, которому можно было бы доверять, – говорит «Апострофу» эколог Владимир Шелудько. – Через МИД нужно обращаться в ООН, соответствующие европейские лаборатории с тем, чтобы они подключились и дали ответ. Возможно, что-то произошло на заводе, совсем не связанное с кислотным накопителем. Никто же не говорит. Каждая тонна чистой продукции завода, а это серная кислота, двуокись титана, концентрированная серная кислота, удобрения, дает 10 тонн отходов. И каждый день их нужно куда-то девать. В 2006-2007 году на «Крымском титане» была проверка, которая показала, что около 20% мощностей завода оборудованы очистными системами, а все остальные отходы выбрасывались напрямую».
Тэги: крым, экология, Армянск