Новые игроки: зайдут ли в Украину американские добытчики газа
В июне 2017-го года в Минэнерго заявили, что две небольшие американские компании – Frontera Resources и Longfellow Energy собираются заняться добычей углеводородов в Одесской и Полтавской областях
Среди лоббистов первой называют бывшего посла США Джона Хербста, а вторую якобы продвигает окружение президента Петра Порошенко. Впрочем, источник в Кабмине сообщил, что правительство заинтересовано в более серьезных игроках с западного рынка. Определенность по этому вопросу появится после визита в Украину министра энергетики США Рика Перри.
Подробнее о перспективах выхода американцев на украинский рынок – в материале РБК-Украина.
Министерство энергетики и угольной промышленности в июне сообщило, что добычей газа и нефти в Украине заинтересовались две американские компании Frontera Resources и Longfellow Energy. Они намерены заняться в Украине разведкой и добычей углеводородов в Одесской и Полтавской областях, заключив с госкомпанией «Укргазвыдобування» соглашения о разделе продукции (СРП). Соответствующий меморандум о взаимопонимании американская компания подписала с Министерством энергетики и угольной промышленности.
Предложение американских компаний уже рассмотрела Межведомственная комиссия по организации заключения и выполнения СРП. В состав этой комиссии, согласно правительственному постановлению №644 от 1 августа 2013 года, входят представители Кабмина, Госгеонедр, народные депутаты и местные власти.
Глава комиссии, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик пояснил РБК-Украина, что после того, как американские компании договорятся с украинскими партнерами, межведомственная комиссия рассмотрит эти проекты, а окончательное решение будет принимать правительство.
«Переговоры американские компании по поводу заключения соглашений должны вести с «Укргазвыдобуванням», с «Черноморнафтогазом», у министерства же нет лицензий на добычу, – уточнил министр. – Насколько я знаю, компании Frontera интересно черноморское побережье, но пока у них был только ознакомительный визит».
Согласно выводам комиссии в июне, Frontera Resources интересует сотрудничество с ГАО «Черноморнафтогаз», которое владело спецразрешениями на пользование недрами на площадях Одесское и Безымянное. Но ситуация осложняется тем, что эти газоконденсатные месторождения расположены на континентальном шельфе Крыма. Напомним, после аннексии полуострова Россией оккупационные власти объявили континентальный шельф Крыма своей собственностью.
В ведении госкомпании «Черноморнафтогаз» находилось 6 газовых и одно нефтяное месторождение. В апреле Госгеонедр приостановила действие спецразрешений «Черноморнафтогаза» на ряд месторождений шельфа.
Как известно, в 2013-м году Украина подписала договор о заключении соглашения о разделе продукции по добыче углеводородов на Скифском участке шельфа Черного моря. Этот участок граничит с островом Змеиный, прогнозная ежегодная добыча – 3-4 млрд кубометров газа. Лидером консорциума по его разработке была компания ExxonMobil, которую тогда возглавлял нынешний госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Весной 2014-го года, после аннексии Крыма, ExxonMobil отказалась от планов добывать газ на шельфе.
Frontera Resources и Longfellow Energy – небольшие частные компании, занимающиеся добычей углеводородов, обе расположены в штате Техас.
Longfellow – семейный бизнес. Основателем компании является бизнесмен Мэлон Митчелл, который известен как партнер таких крупных игроков рынка как Exxon, Chevron, BP. В 2006 году он продал контрольный пакет акций Riata Energy своему партнеру Тому Уорду и основал небольшую компанию Longfellow, которая специализируется на разведке и разработке новых запасов в прибрежных бассейнах США. Всего у компании лицензии на шесть участков. На сайте компании нет информации о финансовых результатах. Известно лишь, что финансами компании управляет Riata Corporate Group.
Запрос РБК-Украина в Longfellow Energy проигнорировали. Но, несмотря на то, что и на украинском рынке о компании практически ничего не известно, источники издания говорят, что их интересы активно лоббируют в окружении президента Петра Порошенко. Впрочем, официально подтвердить эту информацию не удалось.
«Не помню, что представители этой компании приезжали в Украину. Они направили свое предложение, и мы его рассмотрели, – вспоминает один из членов Межведомственной комиссии, не пожелавший назвать свое имя. – Но это еще не говорит о том, что они реально заинтересованы выйти к нам, скорее, просто прощупывали потенциал украинского рынка».
Источники, близкие к Администрации президента Украины сообщили РБК-Украина, что поиском потенциальных иностранных инвесторов, в том числе, в газодобывающую отрасль занимается экс-глава АП Борис Ложкин. Именно он якобы вел переговоры с рядом небольших американских компаний о возможном вхождении на украинский рынок.
О Frontera Resources Corporation сведений в Украине намного больше. Основанная в 1996 году, компания специализируется на разведке и добыче углеводородов в странах Восточной Европы, относящихся к Черноморскому бассейну. В январе 2017 года компания заключила концессионный договор на 50 лет с правительством Молдовы на разработку 12 тыс. кв. км нефтегазовой площади.
Крупнейший проект компания реализует с 1997 года в Грузии. Frontera Resources заключила 25-летнее соглашение о разделе продукции с Министерством энергетики Грузии и госкомпанией «Грузинская нефть» на разведку и добычу нефти и природного газа на востоке страны – в Кахетии.
Тогда же Frontera заявила, что обнаружила в этом регионе колоссальные запасы газа – 3,8 трлн кубометров. Позже, получив права на добычу газа в Грузии на площадь более 5 тыс. км (7 месторождений), компания заявила о запасах в 5,5 трлн кубометров. Для понимания этот объем эквивалентен 15% запасов российского «Газпрома».
После этого в Грузии заговорили о перспективах полностью отказаться от импорта топлива из России и Азербайджана и о планах экспортировать грузинский газ, в том числе, и в Украину.
Впрочем, несмотря на громкие заявления, работая в Грузии более 20 лет, компания Frontera, по данным Минэнерго Грузии, добывает ежегодно не более 23-25 млн кубометров газа. Но скромные результаты деятельности, не мешают компании регулярно заявлять об амбициозных планах добычи углеводородов.
Узнать подробности о работе Frontera в Грузии и почему иностранная компания не добывает большие объемы газа при наличии эксклюзивной лицензии, узнать РБК-Украина не удалось – и в Министерстве энергетики Грузии, и в самой Frontera запросы издания оставили без ответа.
«Мы ждем от Frontera конкретного видения о том, какой инвестиционный рабочий план будет разработан с целью реального подтверждения заявленного объема ресурсов», – заявляла ранее журналистам замминистра энергетики Грузии Мариам Валишвили. По ее словам, Frontera трижды заявляла о наличии в Кахетии значительных объемов природного газа, но подтверждений так и не предоставила.
Продавать грузинский газ Frontera Resources планировала и в Украине. Для этого летом 2015 года компания подписала меморандум о сотрудничестве с НАК «Нафтогаз Украины», в котором оговаривалась возможность совместного строительства СПГ-терминала в порту «Южный» (Одесская область). Планировалось, что через 5 лет Frontera обеспечит поставки сжиженного газа в 1,5-2 млрд кубометров. Впрочем, эти идеи пока так и остались на бумаге.
«С Frontera мог бы состояться этот проект, если бы они реально начали добывать значительные объемы газа в Грузии, – пояснил РБК-Украина источник в НАК «Нафтогаз Украины». – Это небольшая компания, их интерес может быть в том, чтобы довести проект до определенного уровня и продать».
Комментировать возможный выход на украинский рынок Frontera Resources официально не готовы ни в правительстве, ни на рынке. Причина – в сомнительной репутации компании, которая сложилась из-за их так и нереализованных обещаний по добыче газа в Грузии.
Кроме того, сомнения у чиновников в способности инвестировать в сегмент добычи и строительство LNG-терминала вызывает финансовое состояние Frontera. Согласно консолидированной и аудированной финансовой отчетности компании за 2016 год, ее чистый убыток увеличился почти на 3 млн долларов – с 20,5 млн в 2015 году до 23,6 млн долларов в прошлом году. Кроме того, кредиторская задолженность компании по итогам прошлого года составила почти 23 млн долларов.
«Совершенно не ясны источники финансирования, которое Frontera собирается вкладывать в добычу ресурсов в Украине. Ведь на разведку, разработку скважин, непосредственно добычу даже на условиях СРП потребуются миллиарды гривен. Вряд ли эта компания способна вложить такие деньги, – сообщил РБК-Украина чиновник, который знаком с ходом переговоров украинской стороны с компанией Frontera еще с 2015 года. – Не исключаю того факта, что может быть реализована схема, когда компания получает лицензию, а потом выходит на IPO, привлекает средства и потом перепродает все или потихоньку уходит с рынка».
Игроки газового рынка называют одним из лоббистов компании Frontera бывшего посла США в Украине Джона Хербста. Глава совета директоров этой американской компании упоминался пресс-службой президента Украины в качестве члена совета директоров Атлантического центра США – американского неправительственного аналитического центра в области международных отношений.
Директором Евразийского центра Атлантического совета является Хербст. Кроме того, на сайте организации в качестве эксперта этого центра указана экс-министр финансов Украины Наталья Яресько.
Хербст и Никандрос в качестве делегатов Атлантического совета в марте этого года встречались с главой Администрации президента Украины Игорем Райниным. Также в июне Хербст, во главе делегации той же организации, встречался с Петром Порошенко.
«Не факт, что небольшие американские компании вообще выйдут в Украину. Правительство заинтересовано в более серьезных игроках с западного рынка», – сообщил источник в Кабмине, но уточнить подробности отказался.
По информации участников рынка, определенность появится после визита в Украину министра энергетики США Рика Перри. «Одна из целей его визита, помимо обсуждения поставок угля и возможных инвестиций в генерацию электроэнергии, подготовка почвы для выхода в Украину крупных игроков – американских компаний, специализирующихся на разведке и добыче углеводородов», – уточнил изданию собеседник, знакомый с ситуацией.
Назвать компании, которые потенциально могут выйти на украинский рынок источник издания отказался. «Об этом пока рано говорить. Это всего лишь планы», – подчеркнул собеседник РБК-Украина.
«Несмотря на серьезный интерес западных компаний к украинской энергетике, есть несколько существенных факторов, которые ограничивают их сотрудничество с нами, – пояснил РБК-Украина исполнительный директор Международного фонда Блейзера в Украине Олег Устенко. – Это и серьезные административные барьеры, связанные с получением лицензий и разрешительных документов, и уровень коррупции, и фактор боевых действий на востоке, и высокий уровень рентных платежей для добывающих компаний.
У нас этот уровень для некоторых скважин достигает 29%, тогда как в соседней Румынии – не более 3%».