Зачем Ярославскому Харьковский тракторный завод

Зачем Ярославскому Харьковский тракторный завод

27 апреля самый богатый человек Харькова Александр Ярославский официально объявил себя владельцем контрольного пакета акций Харьковского тракторного завода. Как сообщила пресс-служба его холдинга DCH, Ярославский пришел спасать славное предприятие. Но если внимательно вчитаться между строчек, то окажется, что он поспешил на выручку своему давнему партнеру и другу из России Олегу Дерипаске.

Уйти по-виргински

В прошлом году у Дерипаски в Украине забрали Запорожский алюминиевый комбинат. В текущем — перспектива национализации нависла и над ХТЗ. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде. А деятельностью завода пристально заинтересовались не только фискальные органы, но и Служба безопасности Украины. Тем более, что стиль управления на ХТЗ мало чем отличался от подходов на ЗАлКе. Российская команда отказывалась погашать старые долги предприятия, сворачивала объемы производства и пыталась вывезти оборудование с территории предприятий. В Запорожье это частично удалось, в Харькове попытка была пресечена. Для этого пришлось наложить арест на имущество ХТЗ, что обеспечивает его сохранность, но парализует производственную деятельность. В этой ситуации Дерипаска решил оформить перепродажу харьковского актива его бывшему владельцу. Ведь именно у структур DCH он в 2007 г. выкупил контрольный пакет акций ХТЗ. Суммы ни тогдашней сделки, ни теперешней сделки не разглашаются, но, похоже, Ярославский неплохо заработал дважды. Иначе не было бы смысла ввязывать сейчас в эту сомнительную операцию.
Формально дистанцироваться от своего харьковского актива Дерипаска взялся еще в 2015 г., выведя из состава акционеров ХТЗ российский завод «Курганспецмаш», на который было записано 17% акций. Этот пакет от греха подальше перекинули в оффшоры. Таким образом, по состоянию на начало текущего года контроль над ХТЗ был сосредоточен в руках трех виргинских компаний — Golden Property, Calverton Establishment и Alport Enterprices — суммарно консолидировавших более 66%. Еще около 23% акций находилось на балансе компании «Бриз 2007», зарегистрированной в Украине, но аффилированной с Golden Property. Такая рокировка позволила ХТЗ вернуть лицензию на оборонный заказ, приостановленную в 2014 г. Но шила в мешке не утаишь. Слишком тесные связи с Россией стали проблемой для харьковского завода. Тем более, что ранее он поставлял туда не только трактора, но и продукцию двойного назначения. Опять же в обратном направлении шли российские комплектующие, некоторые из которых также оказались под запретом по той стороне. Когда оффшоры уже перестали скрывать очевидное, на сцену неожиданно выступил Александр Ярославский.
Может, и не совсем неожиданно. Ведь еще 9 марта на заводе произошла смена руководства, и вместо приехавшего из России Владислава Губина его опять возглавил Андрей Коваль — тот самый, что работал генеральным директором ХТЗ в 2006-2007 гг., когда завод еще принадлежал Ярославскому. Именно приход Коваля стал индикатором процесса смены власти на предприятии, а уже его логичным завершением — публичное признание DCH 27 апреля и собрание акционеров ХТЗ 28 апреля. По его итогам новый наблюдательный совет завода сформировали люди, представляющие холдинг DCH. Как при этом распределились акции ХТЗ еще до конца неизвестно, но уже объявлено, что крупнейший из оффшоров Дерипаски Alport Enterprices (26,01%) из состава акционеров вышел. Ожидается, что вскоре уйдут и два других «виргинца», переуступив структурам DCH не только свои акции, но и долги предприятия.

Инвестор Вольф

Публичное объявление о смене владельцев на ХТЗ прозвучало за день до собрания. Правда, в лаконичной новости от пресс-службы DCH, об Олеге Дерипаске не было ни слова. По ее версии, дело обстояло так, что к уважаемому Александру Владиленовичу обратился некий австрийский инвестор Харьковского тракторного Зигфрид Вольф, чьи инвестиции в Украине оказались под угрозой, и предложил приобрести контрольный пакет акций ХТЗ. Патриот Харькова Александр Ярославский на предложение откликнулся. «В той ситуации, в которой оказался завод, его необходимо срочно спасать, — цитирует его слова пресс-служба. — Нельзя допустить, чтобы предприятие с таким потенциалом погибло. Тем более, что от его стабильности зависит благополучие почти 10 тысяч харьковчан (работников завода с семьями) и еще порядка 100 тыс. работников предприятий-смежников по всей Украине».

Google, естественно, подскажет, что упомянутый Зигфрид Вольф является председателем совета директоров Горьковского автозавода и группы компаний «Русские машины» (оба — собственность Олега Дерипаски), и тогда все становится на свои места. Опыт с ЗАлКом не прошел для Дерипаски даром. Российский бизнесмен попросил о прикрытии на ХТЗ своего старого друга (некоторые говорят — и кума). Александр Ярославский не отказал. Хотя это, возможно, один из редких случаев, когда национализация могла бы только пойти на пользу предприятию. Команда Дерипаски уверенно вела завод к упадку, особенно в последние годы.

Так, в 2015 г. харьковское предприятие понесло 218,1 млн грн убытков, несмотря на то, что нарастило продажи тракторов на 10% и что годом ранее получило 449,4 млн. грн прибыли. Официальных объяснений этой тенденции дирекция не дает, но одна из самых вероятных причин — несбалансированная ценовая политика. Так, если на рынок РФ в 2015 г. было отправлено около 50% готовых тракторов, то принесли они заводу лишь около 30% от общего дохода. При этом за один прошлый год, по данным самого ХТЗ, его долгосрочные обязательства выросли более чем в 3 раза — до 195 млн грн, а поточные — примерно на треть, до 629 млн грн. Трудно отделаться от впечатления, что завод откровенно «сливали».
Но вот господин Зигфрид Вольф «угрозу инвестициям», видит не в этих финансовых показателях, а в том, что деятельностью ХТЗ активно заинтересовались силовые органы. Согласно его утверждениям, Служба безопасности Украины в период с 21 марта по 8 апреля четыре раза производила обыски на Харьковском тракторном заводе, изъяла важные документы и лишила предприятие возможности расплачиваться с поставщиками. Вольф не видит правовых оснований для таких действий и считает их элементом рейдерской атаки на завод. Хотя материалы судебных разбирательств между СБУ и ХТЗ дают основания сомневаться в словах австрийца.

2 апреля Киевский районный суд г. Харькова по ходатайству Службы безопасности наложил арест на все движимое и недвижимое имущество Харьковского тракторного завода. Последняя на сегодняшний день попытка оспорить это решение со стороны ХТЗ была предпринята 21 апреля, но оказалась безуспешной. Очевидно, что предприятие и дальше будет добиваться снятия ареста. Но чтобы понять, насколько справедлива эта мера, необходимо детальнее рассмотреть ее причины. По большому счету их две — это уклонение от выплаты долгов по кредиту от немецкой финансовой институции КfW, привлеченному еще в 1998 г. под государственные гарантии, и намерения вывезти часть заводского оборудования на территорию России.

Кредитная история

Кредит был открыт под закупку немецких двигателей марки Deutz для установки на украинские трактора на общую сумму 62,05 млн. немецких марок. Все деньги ХТЗ, правда, не выбрал, но на 15 млн евро в конечном итоге долгов набежало. Ярославский, когда владел заводом, худо-бедно заем и проценты погашал. Команда Дерипаски решила: не стоит. Бремя обслуживания кредита легло на государственный «Укрэксимбанк», выступивший посредником между КfW и ХТЗ. Сегодня налоговая служба насчитала Харьковскому тракторному свыше 400 млн. грн невыплаченных долгов и пени по этому кредиту. О самой цифре можно спорить. Раньше претензии фискалов зашкаливали и за 500 млн грн. Тут дело в принципе. Или, можно сказать, и в беспринципности. Олег Дерипаска решил быть умнее всех и увильнуть от долга, о котором он прекрасно знал, покупая ХТЗ.

С этой целью в конце 2014 г. был созван комитет кредиторов Харьковского тракторного, в состав которого вошли лишь дружественные Дерипаске фирмы и еще одна из орбиты Ярославского. Они , и заключил гениальное мировое соглашение с ХТЗ на общую сумму 584,25 млн. грн. В документе долг перед «Укрэксимбанком» в размере 109,49 млн. грн признается, но попадает только в четвертую волну требований, выплаты по которой будут осуществляться в период 2035-2064 гг (!). Пеня по тому же кредиту (48,9 млн грн) вообще попадает в шестую очередь и полностью подлежит списанию. Так что сроки не важны.

В Мордовию на ПМЖ

Вывоз оборудования — это уже совсем свежая история. В распоряжении правоохранителей оказался протокол с указанием сроков и стоимости вывоза мощностей чугуно- и сталелитейного цехов ХТЗ в Мордовию на предприятие «ВКМ-Сталь». Не сложно догадаться, что последнее входит в состав группы «Русские машины» Олега Дерипаски. И хотя руководство предприятия утверждает, что речь шла всего лишь о размещении заказов на «ВКМ-Стали», и что оборудование данных цехов уже заложено в банке «Пивденный» и до 30 июля 2016 г. не подлежит отчуждению, но документы свидетельствуют о планах по физическому переносу оборудования. А перекрыть оставшуюся задолженность перед «Пивденным» можно и за счет новой кредитной линии, которую ХТЗ готовилось привлечь у «Альфа-банка» — на общую сумму 10,5 млн. грн. под залог двух других цехов — кузнечного и термического.
Описанная сделка несет в себе, помимо банального вывода активов предприятия за рубеж, и ряд других рисков. Во-первых, согласно заключению Центрального научно-исследовательского института вооружений и военной техники ВС Украины, без этих цехов ХТЗ не сможет производить детали для нужд ВПК. Хотя потенциально завод может быть задействован в создании торсионных подвесок для бронетехники, гусеничных тягачей МТ-ЛБ и бронированных медицинских машин на базе МТ-ЛБ, ремонте самоходных артиллеристских установок и т.п. Во-вторых, перемещение в Россию оборудования для литья и ковки, находящегося на ХТЗ, станет дополнительным ударом по украинскому вагоностроению, поскольку одной из основных специализаций «ВКМ-Стали» является литье для вагонных тележек, а вагоностроительный завод «Рузхиммаш» входит в состав «Русских машин». Одним словом, Дерипаска смог бы усилить внутреннюю кооперацию, а ХТЗ остался бы без одного из самых дееспособных производственных подразделений.
Деликатность момента в том, что сделку с «ВКМ-сталью» финализировал уже новый генеральный директор тракторного завода Андрей Коваль. Упомянутый выше протокол датирован 25 марта. А значит, и Ярославский должен быть в курсе. Как и в курсе того, что одним из первых приказов Коваля в новой должности стал документ о сокращении персонала на предприятии. Не очень похоже на стратегию человека, пытающегося возродить тракторостроение в Харькове.

Оборонка или новостройка?

Правда, пока имущество тракторного завода находится под арестом, Ярославскому и его холдингу DCH будет сложно воплотить любые смелые планы по перевоплощению своего нового-старого актива. Поэтому придется искать компромисса с властями, который может заключаться, например, в том, чтобы активнее работать на «оборонку». ХТЗ такой военный крен мог бы даже пойти на пользу, учитывая, что в 2016 г. российский рынок тракторов для предприятия фактически закрылся. Из-за ведения 10% ввозной пошлины на трактора из Украины и 15% утилизационного сбора, его продукция автоматически дорожает на 25% и становится неконкурентоспособной по сравнению с местной российской, а также китайской и белорусской. В 2015 г. продажи в России принесли ХТЗ 169,7 млн грн — около трети от всего дохода. В других странах харьковские трактора практически не продаются, а планы по выходу на рынки Азии. Африки и т.д. сдвигаются из года в год. И совсем не факт, что они так уж интересны Ярославскому.
Распродав за минувшее десятилетие большинство своих активов в реальном секторе экономики, он сегодня основные инвестиционные силы сосредоточил в девелоперском бизнесе. Поэтому не исключено, что ХТЗ больше интересует Александра Ярославского не как предприятие, а как территория с площадью почти 1,5 млн. квадратных метров, где такого можно понастроить. За аналогиями далеко ходить не надо. Был в Харькове когда-то завод тракторных двигателей, работавший в близком соседстве и в тесном партнерстве с ХТЗ. Теперь на его месте торгово-развлекательный центр.

Лента новостей
Вступай: