Мощи Спиридона устроили переполох в Москве

Мощи Спиридона устроили переполох в Москве

Мощи святого Спиридона Тримифунтского привезли в храм Христа Спасителя в пятницу, 21 сентября, и уже на следующий день верующие потянулись на Волхонку, чтобы приложиться к святыне.

Опыт организации паломничества у Москвы солидный: были здесь и пояс Богородицы, и Николай Чудотворец. Корреспондент «МК» прошла от головы до хвоста очереди и выяснила, как организовано паломничество и кто предлагает зайти с черного хода.

Несмотря на то что повсюду было указано: дорога к Спиридону идет от метро «Октябрьская», столпотворение традиционно начинается около «Кропоткинской». Прямо лицом к Волхонке — с десяток общественных туалетов, которые обещал москвичам ГБУ «Доринвест» на время паломничества.

— Кто последний? — обращаюсь к женщинам в зеленых жилетах православных волонтеров, которые что-то объясняют компании девушек в платках. Приходится разочароваться: последний, оказывается, не здесь — и даже не на этой стороне Москвы-реки. Обойти храм, перейти через мост, спуститься на набережную — вот там-то и начало очереди…

По такому маршруту отправляются все: и те, кому хочется приложиться к мощам Спиридона, и те, кому нужно просто оказаться в Замоскворечье. По пути выясняется: разочаровал бы наш народ, если бы не нашел обходных путей.

— Экскурсии в храм Христа Спасителя, смотровая площадка, мощи! — приглашает зазывала с плакатом на груди, стоящий возле красного теремка — доходного дома Перцовой в Соймоновском проезде.

На последнее слово оборачиваешься инстинктивно: это какие такие мощи — уж не те ли, к которым «хвост»?

— Да, там, на мосту, стоят 10 тысяч человек, — охотно рассказывает парень. — Мы с вами заходим в храм как на экскурсию, поднимаемся на смотровую площадку, потом изнутри, а потом мы вас тихонечко подведем к мощам. Главное — без крика, без шума, чтобы все было тихо.

Правда, цену такой авантюры не называет: мол, если согласны, сейчас пригласим коллегу, он все скажет и деньги возьмет. Ловко. Обещаю подумать.

Около лестницы на Патриарший мост автобус: там чай и вода для паломников, а заодно возможность присесть и передохнуть.

Сам мост разделен ограждениями пополам: левая — для паломников, правая — для пешеходов.

Вновь кажется, что небольшая: за полчаса как будто обернуться можно. Однако все не так просто: очередь просто разделена на сегменты. На самом подходе к храму примерно 50 человек. Когда они зайдут внутрь, их место займут следующие — те, кто стоит несколькими метрами дальше. И так далее — до самого конца.

Как сообщили на официальном сайте, посвященном прибытию святыни в Россию, в среднем паломники проводили в очереди полтора часа — по данным на субботу и воскресенье. По сравнению с огромной очередью к поясу Богородицы, конечно, не так уж страшно.

По правой стороне идут просто пешеходы. «Как будто отделили агнцев от козлищ», — тихонько смеется женщина в толпе и стеснительно оглядывается: не сочтет ли кто за богохульство?

Действительно, люди за решетками — хоть и понимаешь их назначение — навевают не самые приятные ассоциации. Маленькие дети, висящие на решетках, и нараспев читающие молитвы женщины в платках дополняют впечатление.

За разделение по-прежнему отвечают православные волонтеры. «По мосту вниз и направо», — командует дама в зеленом жилете. В подробности не вдается: нужно ли тебе вообще в очередь или ты по своим делам идешь? Тем более что внизу, под мостом, «Красный октябрь», модное хипстерское местечко, лофт-пространство.

Как рассказал «МК» протоиерей Всеволод Чаплин, святой Спиридон Тримифунтский «отвечает» помимо всего прочего за материальное благополучие. Поэтому те, кто в кризис потерял работу или оказался в трудной ситуации, могут обратиться к святому за помощью — услышит и откликнется. И, судя по царящим в очереди настроениям, многие пришли именно за этим.

— Для меня это практически последняя надежда, — признается симпатичная темноволосая девушка, стоящая на мосту под зонтиком. Без платка, без длинной юбки, вида светского. — Как кабала, честное слово. Родители по уши в кредитах, я за них выплачиваю почти половину своей зарплаты, а она не самая большая. И собственные проблемы никто не отменял. Устала. Может, он правда поможет?

На это вся надежда. Кто-то вспоминает и о других достижениях Спиридона — об исцелении больных.

— Давайте потише, а то Артем нервничать начнет, — осаживает прислонившаяся к ограде женщина в ярком шелковом платке на голове. Она представилась Светланой. Рядом с ней мальчик лет шести. — Он аутист, рисует гениально, но все остальное никак… Врачи руками разводят, ну а я хочу помолиться. Я верю.

По словам Светланы, история отношений со Спиридоном у нее и ее сына собственная, почти интимная. Беременность протекала сложно, врачи боялись, не выносит… Тем же летом старшая сестра привезла с Корфу кусочек башмачков святого Спиридона из храма. В итоге мальчик благополучно родился.

— Вот думаю: может, Спиридон его хранит? Может, еще раз поможет? — спрашивает женщина скорее в пространство, чем обращаясь к кому-либо.

Очередь спускается вниз, к Якиманской набережной. Около отметки о наводнении 1908 года на стене одного из корпусов Голутвинской мануфактуры людей начинают запускать внутрь ограждения. В двух шагах оттуда — набережная парка «Музеон», царство самокатов, селфи и фалафеля. Два мира, два образа жизни оказываются не так далеко друг от друга.

— Ну ничего себе очередь! Мы, когда ездили на Корфу, просто зашли в тот храм и Спиридону поклонились, без всякого ажиотажа, — говорит подруге ухоженная дама средних лет, идущая мимо очереди. И она тоже оборачивается: мало ли, вдруг и это непочтительно, особенно в тяжелое время кризиса?

Тэги: Москва, мощи

Источник

Лента новостей
Вступай: