Популизм в стиле Дональда Трампа как угроза демократии в мире

Популизм в стиле Дональда Трампа как угроза демократии в мире

Опубликована противоречивая статья Виктора Мараховского «Маргинализация большинства: как глобализация лишает людей прав и возможностей».
Любопытно в ней то, что автор, придерживающийся правых, охранительных взглядов, критикует «большинство» как безусловный авторитет, характерный для стран демократии, и пытается доказать, что большинство сегодня полностью маргинализировано, а недобросовестные представители элиты используют это в своих корыстных интересах. Мараховский рассматривает теорию «маргинализации большинства» на американском примере, касаясь, в частности, необъяснимой популярности эпатажного миллиардера Дональда Трампа, который вскоре, похоже, победит на праймериз Республиканской партии и станет одним из основных кандидатов на пост президента США.

Автор статьи видит одной из причин повреждения общества «чрезмерно развившиеся за последние два десятилетия механизмы прямой демократии — включая интернет-технологии, в первую очередь соцсети». По его словам, «современник, атакуемый со всех сторон хищными информационными продуктами, в принципе имеет ослабленное восприятие». У России, по мнению Мараховского, нет «ресурсов для «имитационного благополучия»», а малая численность населения делает «каждого русского гражданина объективно куда более востребованным (а значит, более ценным), чем его современников в «глобализированных» государствах».

Общий вывод публикации заключается в том, что главной ценностью России является ее суверенитет, поскольку только он позволяет нам «существовать как единое целое». А для поддержания этого суверенитета «нужно более организованное и более сознательное общество».

«Мы не можем себе позволить крошечную технологичную элиту и полтораста миллионов маргиналов. Нам жизненно необходимо ответственное большинство» — резюмирует автор.

На мой взгляд, более правильно говорить о безответственности элит, ведущих паразитический образ жизни и взывающих к самым темным и низменным инстинктам людей. И современные технологии, будучи поставлены на службу власти, не столько отражают реальные настроения общества, сколько имитируют социальные процессы, конструируя мифы вроде «мнения большинства» по тем или иным вопросам, в которых это большинство не просто ничего не понимает, но которые ему и не интересны.

Причем для России это является гораздо более острой проблемой, чем для тех же Соединенных штатов. Даже если допустить (в страшном сне), что Дональд Трамп победит на выборах Хиллари Клинтон и станет президентом США (во что я не верю), то его «безумие» будет ограничено действующими институтами и четырьмя, максимум — восемью годами пребывания в должности. Наши же доморощенные трампы вроде Владимира Жириновского отравляют политическую жизнь десятилетиями, разрушая не только институты (от них уже мало что осталось), но и элементарные нормы морали.

Угроза глобализации и ценность национального суверенитета — весьма сложные и неоднозначные проблемы, в которых важно соблюдать баланс, не скатываясь в сторону изоляционизма или, наоборот, отказа от национальной культуры и традиций. Об этом, в частности, периодически говорит кинорежиссер Александр Сокуров, критикующий Запад за многочисленные табу при публичном обсуждении острых проблем современности и «отсутствие национального признака у современного европейского искусства». Но в чем нельзя не согласиться с Мараховским, так это в необходимости формирования ответственного большинства. Другое дело, что каждый понимает эту «ответственность» по-своему. Например, кто-то хочет, чтобы россияне «умирали за Родину», а кто-то — чтобы они за Родину жили.

Лента новостей
Вступай: